Проект: производство и оптовая реализация традиционных русских дистиллятов под СТМ.
Объем российского рынка самогона и темпы его роста:
реальная емкость российского рынка крафтовых и промышленных самогонов (дистиллятов) - 250 млн. л.
доля «покупного», самогона, включая промышленно произведенные напитки, составляет около 50%;
реальная емкость рынка промышленно изготовленного самогона, включая импортные напитки - 125 млн. л.;
за последние 3 года объем рынка промышленного самогона практически утроился;
темп роста рыночного сегмента промышленных самогонов в 2017-2021 гг. – около 23% в год;
доля промышленных самогонов на российском рынке крепкого алкоголя - 6,5%, и она растет - на фоне снижения доли водки.
Драйверы роста российского рынка самогона:
трендовая мода на «русскость», мода на явления, имеющие отношение к традиционному, национальному (и, в том числе - региональному, местному);
мода на крафтовость - на все, произведенное по традиционным ремесленным технологиям,
рост индивидуализма и протестных настроений в потреблении, и, как следствие, мода на эксклюзивное, нишевое, неординарное;
рост популярности самогоноварения как модного хобби среднего класса;
снижение отрицательной коннотации слова «самогон») и рост пенетрации самогона в платежеспособных группах населения
повышение общей культуры потребления спиртных напитков и связанный с этим рост аспекта дегустационного потребления;
активизация потребительского любопытства в отношении алкогольных напитков;
распространение нишевых форматов предприятий общественного питания, концепции которых предусматривают в барном меню дистилляты и, в том числе, самогон (концептуальные бары, рюмочные и пр.);
проникновение и рост дистрибьюции промышленных самогонов в каналах сетевой FMCG-розницы и в e-commerce;
рост интереса к «натуральным» продуктам (в массовом сознании самогон позиционируется как «натуральный» и «экологически чистый» напиток).
Промышленное производство самогонов в РФ:
около 20 российских производителей крепкого алкоголя заявляют в своем ассортименте напитки, которые позиционируются как «самогон»;
глубина номенклатуры самогонов, присутствующих на российском рынке – порядка 250 SKU, и она растет быстрыми темпами;
усредненная стоимость 0,5 л. промышленного самогона российского производства – около 600 руб.;
на российском рынке присутствуют зерновые дистилляты, произведенные в Республике Беларусь, Польше, Эстонии, Литве, Сербии, а также плодовые дистилляты, произведенные, преимущественно, в Армении;
большая часть промышленных самогонов, присутствующих на российском рынке, позиционируются как дистилляты двойной, реже, тройной перегонки.
Проблемы промышленного производства самогонов в РФ:
из-за отсутствия четкого нормативного регулирования промышленного производства самогона на территории РФ и высокой стоимости оборудования для дистилляции ряд производителей сознательно вводят потребителей в заблуждение относительно технологии производства и состава напитка;
настоящих зерновых дистиллятов, произведенных на специальном оборудовании (промышленные дистилляторы, перегонные кубы) на российском рынке мало;
значительное количество промышленных «самогонов» российского производства не относятся к дистиллятам, а представляют собой смесь дистиллята с водкой, произведенной из спирта-ректификата;
другой способ выдать водку за «самогон»: добавить в напиток с аромавкусовые добавки, имитирующими зерновой (ржаной, пшеничный) самогон;
ряд российских производителей самогона выдают недорогой дистиллят из виноградного сырья (для производства коньяков, преимущественно производства Армении) за зерновой самогон, нивелируя его вкус аромавкусовыми добавками.
Суть проекта: налаживание контрактного производства промышленных дистиллятов под СТМ на сторонней производственной площадке.
Что уже сделано по проекту?
проведен основной цикл маркетинговых исследований;
разработаны основные элементы стратегической платформы бренда;
разработан дизайн упаковки;
идет государственная регистрация товарного знака;
сформирована команда проекта, в которой «закрыты» все ключевые компетенции: стратегия, общее руководство, маркетинг.
в настоящее время ведутся переговоры с несколькими производителями относительно производства СТМ.
Плановый объем внешних инвестиций: от 15 млн руб.;
Рассматриваются различные формы инвестиционного участия в проекте:
прямые инвестиции в форме долевого участия в бизнесе;
гибридное финансирование (конвертируемый заем).